Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 71162-2023 «Услуги общественного питания. Доставка продукции общественного питания по заказам потребителей. Общие требования».
Актуальность разработки стандарта обусловлена развитием новых форм взаимодействия «изготовитель-потребитель» (b2c) в сфере индустрии питания, появившихся в условиях распространения COVID-19 и необходимости соблюдения режимов самоизоляции или карантина. Стандарт заполняет пробел в нормативных требованиях к услугам доставки продукции общепита по предварительным заказам потребителей, которые, до его разработки, полностью отсутствовали. При разработке стандарта был изучен мировой опыт доставки еды, а также опыт российских флагманов в сфере услуг доставки.
«Доставка продукции общественного питания в последние годы стала привычной услугой, которой ежедневно пользуется большое количество людей. Высокая популярность услуги, обусловленная быстротой и удобством, при отсутствии унифицированных требований к ее оказанию и послужили причинами разработки и принятия отдельного национального стандарта для данной сферы деятельности», – прокомментировал руководитель Росстандарта Антон Шалаев.
«Стандартом впервые устанавливаются общие требования к услугам доставки продукции общественного питания. Стандартизация услуг доставки востребована и ожидаема с учетом современных реалий. Российский рынок доставки еды за последние 2,5 года вырос более, чем на 20%, предоставляя все больше возможностей для тех, кто хочет быстро и удобно заказать еду из предприятий общественного питания домой или в офис. Поэтому утверждение ГОСТа на доставку продукции общественного питания обеспечит грамотное и качественное обслуживание потребителей вне заведения», – отметил глава Роскачества Максим Протасов.
В стандарте установлены требования к различным форматам услуг доставки: «собственная доставка» (самостоятельная силами организаций общественного питания), доставка через агрегаторов (онлайн-платформы), доставка через операторов услуг. Стандарт предусматривает варианты доставки как с взаимодействием с потребителями – контактный способ, так и бесконтактный способ доставки, который все еще остается актуальным в периоды сезонных заболеваний. Также документ содержит положения, устанавливающие требования к этапам организации и условиям доставки товаров, транспортным средствам, а также к исполнителям услуг: операторам и курьерам. При этом положения стандарта не устанавливают дополнительные или избыточные требования по отношению к федеральному законодательству в сфере защиты прав потребителей, правилами оказания услуг общественного питания и иным нормативными актам.
ГОСТ Р 71162-2023 разработан АНО «Роскачество» при участии Федерации рестораторов и отельеров, Главного управления общественного питания УД Президента РФ, «Яндекс.Лавка», «БУРГЕР РУС» и других участников рынка в рамках профильного технического комитета по стандартизации № 174 «Продукции и услуги общественного питания» (ТК 174) и вступает в действие с 1 мая 2024 года.
Ранее в этом году Росстандартом был утверждён ГОСТ Р 70760-2023 «Торговля. Услуги доставки товаров розничным покупателям. Общие требования», распространяющийся на услуги доставки непродовольственных товаров.