Назначение
Весы вагонные ВС-В предназначены для:
- повагонного статического взвешивания порожних и груженных вагонов с любым грузом в т.ч. жидким любой вязкости;
- поосного или потележечного взвешивания в движении порожних и груженых вагонов в составе без расцепки и составов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами с кинематической вязкостью не менее 59 мм2/с;
- повагонного взвешивания в движении цистерн с жидкими грузами любой вязкости.
Описание
Принцип действия весов основан на преобразовании действующей на весы нагрузки, создаваемой взвешиваемым объектом, в деформацию упругого элемента весоизмерительного датчика, на котором наклеены тензорезисторы. Деформация упругого элемента вызывает изменение электрического сигнала, снимаемого с тензорезисторов. Данный сигнал передаётся в индикатор или контроллер, где обрабатывается в соответствии с заданным алгоритмом, с последующей выдачей результата взвешивания на цифровое табло последнего. Далее сигнал может передаваться в ПК с установленным внешним программным обеспечением (ПО) «Смарт-Вагон» для целей его обработки, хранения информации в базах данных и формирования отчётных форм.
Весы состоят из грузоприемного, грузопередающего, весоизмерительного устройств и, при необходимости, компьютера с (ПО) «Смарт-Вагон».
Грузоприемное устройство (ГПУ) предназначено для принятия нагрузки и включает в
себя:
- для взвешивания в статическом режиме от одной до четырех платформ;
- для поосного и потележечного взвешивания в движении одну платформу;
- для повагонного взвешивания в движении от 1 до 2-х платформ.
Весоизмерительное устройство предназначено для измерения массы нагрузки и состоит из весоизмерительных датчиков (4 + 16 ) и индикатора или контроллера.
Грузопередающие устройства (узлы встройки датчиков) являются связующим звеном между грузоприемным и весоизмерительным устройствами.
Весы могут устанавливаться как на фундаменте, так и на утрамбованное щебеночное основание.
В весах устанавливаются датчики весоизмерительные тензорезисторные типов С16А или цифровые датчики типа С 16i фирмы «Hottinger Baldwin Messtechnik GmbH», Германия (Госреестр № 20784-09), или типа С11 фирмы «Deasar Sensors Ou», Эстония (Госреестр № 51168-12), или типа ZSFY фирмы «Keli Elektric Manufacturing Co., Ltd», Китай (Госреестр № 39778-09).
В весах применяются индикаторы типа CI-2001A фирмы «CAS Corporation, Ltd.», Р.Корея (Госреестр № 50968-12) или ЭТА-01, или ЭТD-01 (для цифровых датчиков), производства ООО «СмартВес», Россия, или контроллер программируемый логический ПЛК73 (далее контроллер) производства ООО «Производственное объединение Овен», Россия (Госреестр № 48600-11). Индикатор или контроллер находится в помещении или непосредственно возле весов в шкафу приборном, в котором поддерживается температура, соответствующая условиям эксплуатации индикатора или контроллера.
В весах предусмотрены следующие функциональные возможности:
а) при статическом взвешивании:
- устройство первоначальной установки нуля;
- полуавтоматическое устройство установки нуля;
- полуавтоматическое устройство выборки массы тары.
- производить вычисления поперечного или продольного смещения центра тяжести в горизонтальной плоскости транспортного средства для модификации с цифровыми датчиками;
б) при взвешивании в движении:
- исключение массы локомотива из массы всего состава вручную;
- определение в составе порядкового номера транспортного средства, движущегося через
весы;
- обработка и хранение информации в базе данных;
- формирование отчетных форм;
- фиксирование даты и времени суток при взвешивании каждого транспортного средства.
Весы выпускаются в нескольких модификациях и имеют следующее обозначение:
ВС-В - [1]-[2]-[3]-[4], где:
ВС-В - тип весов;
расшифровка обозначений приведена в таблице 1.
Таблица 1
Позиция | Обозначение | Расшифровка |
[1]1 | 100, 150, 200 | Максимальная нагрузка, т; |
[2] | С, Д, СД | Режим взвешивания: С - только статическое взвешивание; Д - только взвешивание в движении; СД - статическое взвешивание и взвешивание в движении. Режим взвешивания в движении: Д/О - поосный; Д/Т - потележечный; Д/В - повагонный. |
[3] | 1, 2, 3, 4 | Тип индикатора: 1 - CI-2001A 2 - ЭТА-01 3 - ЭТD-01 4 - контроллер ПЛК73 |
[4] | 1, 2, 3, 4 | Тип используемых датчиков: 1 - С16А 2 - СШ 3 - С11 4 - ZSFY |
Модификации весов отличаются максимальными нагрузками для статического взвешивания, наибольшими пределами взвешивания в движении, режимами взвешивания в движении, типом весоизмерительных датчиков и индикаторов, и другими характеристиками, параметры которых приведены в таблицах 3 - 5.
Программное обеспечение
Общий вид весов вагонных ВС-В представлен на рисунке 1.
Индикаторы CI-2001A, ЭТА-01, ЭТБ-01 имеют встроенное программное обеспечение (далее по тексту - ПО), которое жестко привязано к электрической схеме и идентифицируется по номеру версии ПО. Номер версии ПО высвечивается на дисплее при каждом запуске индикатора.
ПО контроллера ПЛК73 состоит из:
- встроенной в корпус ПЛК73 части ПО;
- автономной части ПО («^DeSys»), реализованной в виде файлов операционной системы ПО.
ПО идентифицируется по номеру версии ПО и контрольной сумме.
Несанкционированный доступ к метрологически значимому ПО предотвращается путем использования специального разъема для программирования индикатора и контроллера, расположенного на задней стенке. Доступ к специальному разъему ограничен металлической планкой, закрытой винтом-заглушкой, которая пломбируется после поверки. Программное обеспечение не может быть модифицировано или загружено через какой-либо интерфейс, или с помощью других средств после поверки без нарушения пломбы.
Автономное ПО «Смарт-Вагон» выполняется на ПК и идентифицируется по номеру версии и контрольной сумме ПО, номер версии высвечивается на дисплее при каждом запуске ПК.
Хранение данных ПО «Смарт-Вагон» реализовано с использованием СУБД Firebird. Исполнение ПО «Смарт-Вагон» возможно только при наличии уникального электронного ключа ГОСТ Р 34.11/34.10-2001 в разъеме USB порта ПК.
Лист № 4 Всего листов 9
Схемы пломбирования от несанкционированного доступа и место установки пломбы для нанесения оттиска клейма на индикаторе представлены на рисунках 2, 3, 4 и 5.
Место установки пломбы Рис.2 Внешний вид и схема пломбирования индикатора CI-2001A
Место установки пломбы Рис.3 Внешний вид и схема пломбирования индикатора ЭТА-01
Место установки пломбы Рис. 4 Внешний вид и схема пломбирования индикатора ЭТD-01
Место установки пломбы
Наименование программного обеспечения | Идентификационное наименование программного обеспечения | Номер версии (идентификационный номер) программного обеспечения | Цифровой идентификатор программного обеспечения (контрольная сумма исполняемого кода) | Алгоритм вычисления цифрового идентификатора программного обеспечения |
ПО контроллера ПЛК73 | PLC73_PLC51C_ AT мega64A v0f | 0f | 65D5CFDB445156 4F9534A13E5158E | MD5 |
d-2000 series firmware | - | 1.00, 1.01, 1.02 | - | - |
ЭТА-01 | - | 9.9.9.9.9.9.9 | - | - |
ЭТD-01 | - | 00009.0 | - | - |
ПО «Смарт-Вагон» | СмартВес | 0f | с41а86Ш59с20337 869^8417^00 | МD5 (RFC1321) |
Защита программного обеспечения от непреднамеренных и преднамеренных изменений соответствует уровню «А» по МИ 3286-2010 для индикаторов.
Защита ПО ПЛК73 соответствует уровню «А» - для встроенной части ПО и уровню «С» - для автономных частей ПО. Метрологически значимые автономные части ПО СИ и измеренные данные защищены с помощью специальных средств защиты от преднамеренных изменений.
Технические характеристики
1 Основные метрологические и технические характеристики весов при взвешивании в статическом режиме по ГОСТ OIML R 76-1-2011:
Класс точности весов........................................................................... III (средний)
Максимальная нагрузка (Max), минимальная нагрузка (Min), действительная цена деления (d), поверочный интервал (е) и пределы допускаемой погрешности (mpe) при первичной поверке весов приведены в таблице 3.
Таблица 3
Max, т | Min, т | d = е, кг | Для нагрузки m, т | Пределы допускаемой погрешности (mpe) при первичной поверке, кг | Число поверочных интервалов (n) | Количество платформ |
100 | 1 | 50 | 1 < m < 25 25 < m < 100 | ±25 ±50 | 2000 | 1, 2, 3 |
150 | 1 | 50 | 1 < m < 25 25 < m < 100 100 < m <150 | ±25 ±50 ±75 | 3000 | 1, 2, 3 |
200 | 2 | 100 | 2 < m < 50 50 < m < 200 | ±50 ±100 | 2000 | 2, 3, 4 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемых погрешностей при первичной поверке.
Пределы допускаемой погрешности устройства установки на нуль.......................... ± 0,25 е
Максимальный диапазон устройства выборки массы тары....................... от 0 до 90 % Max
Лист № 6 Всего листов 9
2. Основные метрологические и технические характеристики весов при взвешивании в
движении по ГОСТ 30414-96:
Класс точности весов....................................................................................0,5; 1; 2
Наибольший предел взвешивания весов (НПВ), т........................................ 100; 150; 200
Наименьший предел взвешивания весов (НмПВ), т................................................... 16
Действительная цена деления (d)* весов указана в таблице 3
Направление взвешивания ................................................................... двустороннее
Скорость движения вагонов по весам, км/ч:
- при взвешивании в движении, не более ............................................................... 5
- без взвешивания ....................................................................................... до 15
Регулировка нуля .......................................................................... автоматическая
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона в составе без расцепки при первичной поверке или калибровке в зависимости от класса точности и диапазона взвешивания, должны соответствовать указанным в таблице 4.
Таблица 4
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от НмПВ до 35% НПВ вкл., % от 35% НПВ | св. 35% НПВ, % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,5 | ±0,5 |
2 | ±1 | ±1 |
Примечания
1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов
2 При взвешивании вагонов и вагонеток в составе без расцепки общей массой свыше 1000 т абсолютные значения пределов допускаемой погрешности при первичной поверке и в эксплуатации увеличивают на 200 кг на каждую дополнительную 1000 т общей массы состава.
3 При взвешивании вагонов в процессе первичной поверки допускается не более 10% результатов взвешивания, для которых погрешность превышает указанные выше, но не должна превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации._
Пределы допускаемой погрешности при периодической поверке равны удвоенным значениям, приведенным в таблице 4.
Пределы допускаемой погрешности при первичной поверке составов в движении из n вагонов в зависимости от класса точности и диапазона взвешивания, должны соответствовать указанным в таблице 5.
Таблица 5
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне |
от НмПВ x n до 35% НПВ x n включ., % от 35% НПВ x n | св. 35% НПВ x n, % от измеряемой массы |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,5 | ±0,5 |
Примечание 1 Значения пределов допускаемой погрешности для конкретного значения массы округляют до ближайшего большего значения, кратного дискретности весов. 2 n - число вагонов (не менее 3). При фактическом числе вагонов, превышающем 10, значение n принимают равным 10. |
* Действительная цена деления (d), указанная в таблице 3, может отличаться от заданных значений для моделей СД при взвешивании в движении, при этом изменение должно происходить автоматически.
Лист № 7 Всего листов 9
Пределы допускаемой погрешности при периодической поверке равны удвоенным значениям, приведенным в таблице 5.
Общие характеристики при статическом взвешивании и взвешивании в движении
Потребляемая мощность, В-А, не более ................................................................. 500
Условия эксплуатации весов:
Предельные значения температуры (Tmin, Tmax), °С для весоизмерительного устройства с
- датчиками С16А ....................................................................................... от минус 50 до + 50
- датчиками С11, СШ , ZSFY ...................................................... от минус 40 до + 50
Относительная влажность при температуре 35 °С, %, не более.................................................... 95
Предельные значения температуры для индикаторов (Tmin, Tmax), °С.......... от минус 10 до + 40
Предельные значения температуры для контроллера ПЛК73 (Tmin, T^),^ .. от минус 10 до + 55
Предельные значения температуры для ПК,°С.................................................... от плюс 5 до + 55
Электрическое питание весов:
- от однофазной сети напряжением 220 В с отклонением от 187 В до 242 В
- при частоте переменного тока 50 ±1 Гц Габаритные размеры грузоприемной платформы:
(длина х ширина х высота), м,............................................................ от 1,4 х 1,9 х 0,5
до 15,5 х 2,3 х 1,4
Масса грузоприемной платформы, т,..................................................................... от 1,7 до 15
Вероятность безотказной работы за 2000 часов, не менее................................................. 0,95
Средний срок службы, лет......................................................................................... 15
Перечень весоизмерительных датчиков и индикаторов или контроллера, применяемых в
различных модификациях весов, Таблица 6 | приведен в таблице 6. | |
Обозначение | Обозначение | Обозначение индикатора, |
весов | весоизмерительного датчика | контроллера |
ВС-В -100-С-[3]- [4] | С16А, С11, ZSFY | ЭТА-01, CI-2001A, ПЛК73 |
ВС-В -150-С-[3]- [4] |
ВС-В -200-С-[3]- [4] | | |
ВС-В -100-С-[3]- [4] | | |
ВС-В -150-С-[3]- [4] | СШ | ЭТD-01 |
ВС-В -200-С-[3]- [4] | | |
ВС-В -100-ДЮ-[3]- [4] | | |
ВС-В -150-ДЮ-[3]- [4] | | |
ВС-В -200-ДЮ-[3]- [4] | | |
ВС-В -100-Д/Т-[3]- [4] | | |
ВС-В -150-Д/Т-[3]- [4] | С16А, С11, ZSFY | ПЛК73 |
ВС-В -200-Д/Т-[3]- [4] | | |
ВС-В -100-Д/В-[3]- [4] | | |
ВС-В -150-Д/В-[3]- [4] | | |
ВС-В -200-Д/В-[3]- [4] | | |
ВС-В -100-СД -[3]- [4] | | |
ВС-В -150-СД -[3]- [4] | С16А, С11, ZSFY | ЭТА-01, CI-2001A, ПЛК73 |
ВС-В -200-СД -[3]- [4] | | |
Знак утверждения типа
Знак утверждения типа наносится на маркировочную табличку, расположенную на ГПУ весов, фотохимическим способом и на титульный лист Руководства по эксплуатации весов СВ 4274-008-54260022-2013 РЭ типографским способом.
Комплектность
В комплект поставки входят:
Наименование | Кол-во | Примечание |
1 Весы ВС-В в сборе: | 1 | |
Весоизмерительное устройство, в т.ч.: -датчики С16А или СШ, или С11, или ZSFY - индикатор ЭТА-01, или ЭТD-01, или CI-2001A или контроллер ПЛК73 | 1 4-16 1 | |
2 Руководство по эксплуатации весов СВ 4274-008-54260022-2013 РЭ | 1 | |
3 Паспорт СВ 4274-008-54260022-2013 ПС | 1 | |
4 Руководство по эксплуатации на индикатор или контроллер | 1 | |
5 ПК с программным обеспечением (ПО) «Смарт-Вагон» и руководство пользователя | 1 | ПК поставляется по отдельному заказу, выполняемые функции ПО оговариваются при заказе |
Поверка
осуществляется :
- в режиме статического взвешивания по ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания», в соответствии с Приложением ДА. Методика поверки весов. Основное поверочное оборудование - гири класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML R 111-1-2009 «Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Метрологические и технические требования».
- в режиме для взвешивания в движении по ГОСТ Р 8.598-2003 «Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки». Основное поверочное оборудование - контрольные вагоны и контрольный состав из них.
Сведения о методах измерений
изложены в руководстве по эксплуатации «Весы вагонные ВС-В. Руководство по эксплуатации СВ 4274-008-54260022-2013 РЭ.
Нормативные документы, устанавливающие требования к весам вагонным ВС-В:
1 ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»
2 ГОСТ 8.021-2005 «ГСИ. Государственный первичный эталон и государственная поверочная схема для средств измерений массы».
3 ГОСТ 30414 «Весы для взвешивания транспортных средств в движении. Общие технические требования».
4 ГОСТ Р 8.598-2003 «Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки».
Рекомендации к применению
осуществление торговли и товарообменных операций, выполнение государственных учетных операций.