Назначение
Система измерительная массы нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» (далее - ИС) предназначена для статического взвешивания и взвешивания в движении массы нефти и нефтепродуктов, находящихся в железнодорожных цистернах, с учетом корректировки на выталкивающую силу воздуха, а также обработки, индикации и регистрации результатов измерений.
Описание
Принцип действия ИС заключается в измерении массы железнодорожных цистерн и составов из них прямым методом статических измерений взвешиванием на весах для статического взвешивания и взвешивания в движении. Взвешивание заполненных и порожних железнодорожных цистерн проводят с помощью весов вагонных 7260Р. Масса нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах с учетом корректировки на выталкивающую силу воздуха вычисляется на АРМ оператора с помощью программного обеспечения «Программа обмена данными между ИСУ Поставки и АРМ распознавания номеров вагонов» (далее - ПО ИС). В качестве входных данных для расчета корректирующего коэффициента на выталкивающую силу воздуха ПО ИС использует информацию с локальной информационной системы (далее - ЛИС) «Система распознавания номеров вагонов», лабораторной информационной системы ООО «ЛУКОЙЛ-УНП» на базе StarLIMS (далее - система «ЛИМС») и «Базы данных реального времени и архивов предприятия» на базе Uniformance PHD ЗАО «Хоневелл» (далее - система «БДРВ»).
ЛИС «Система распознавания номеров вагонов» выполняет распознавание номера цистерны, прошедшего через систему взвешивания; сопоставляет по номеру цистерны значения масс в порожнем и груженом состояниях, полученных с весов вагонных 7260Р и записывает их свою базу данных. Из этой базы данных ПО ИС считывает информацию о составе: номер состава, номера и порядок цистерн, их вес в порожнем и груженом состоянии, время, когда производилось взвешивание состава.
Для получения температуры и давления воздуха окружающей среды, необходимых для расчета корректирующего коэффициента, используется система «БДРВ». Система «БДРВ» выгружает в свою реляционную базу данных информацию из тегов, содержащих значения температуры и давления воздуха, полученные со станции метеорологической М-49М. После чего ПО ИС выполняет считывание этих данных с учетом времени, когда производилось взвешивание состава. Также в ПО ИС имеется возможность ручного ввода температуры и давления воздуха окружающей среды.
Необходимые для вычисления корректирующего коэффициента данные о плотности нефти и нефтепродуктов при 15 °С ПО ИС загружает из базы данных системы «ЛИМС», где хранятся паспорта качества на них для каждой из цистерн.
Нескорректированная масса нефти и нефтепродуктов, принимаемых/отпускаемых в железнодорожные цистерны, определяется в ПО ИС как разность измеренной массы порожней и груженой железнодорожной цистерны. Скорректированная масса нефти и нефтепродуктов вычисляется в ПО ИС путем умножения нескорректированной массы на коэффициент, учитывающий выталкивающую силу воздуха.
ИС состоит из весов вагонных 7260Р (Госреестр №14819-06), станции метеорологической М-49М (Госреестр №23266-06), АРМ оператора, ПО «Программа обмена данными между ИСУ Поставки и АРМ распознавания номеров вагонов», ЛИС «Система распознавания номеров вагонов».
ИС осуществляет выполнение следующих функций:
- автоматизированное измерение, вычисление, регистрацию, обработку, хранение и индикацию массы нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах с учетом корректировки на выталкивающую силу воздуха;
- автоматическое распознавание номеров и типов железнодорожных цистерн, прошедших через систему взвешивания;
- архивирование и хранение данных по операциям приема и отпуска нефти и нефтепродуктов;
- формирование документов «Акт годности под налив» и «Протокол взвешивания»;
- самодиагностика;
- защита системной информации от несанкционированного доступа к программным средствам и от изменения установленных параметров.
Пломбировку средств измерений, входящих в состав системы, осуществляют в соответствии с технической документацией данных средств измерений.
Программное обеспечение ИС («Программа обмена данными между ИСУ Поставки и АРМ распознавания номеров вагонов») обеспечивает реализацию функций ИС. ПО ИС не влияет на метрологические характеристики средства измерений.
Защита ПО ИС от непреднамеренных и преднамеренных изменений и обеспечение его соответствия утвержденному типу осуществляется путем разграничения прав пользователей и паролей. Доступ к функциям ПО ограничен уровнем доступа, который назначается каждому оператору.
Идентификационные наименования ПО, номера версии, цифровые идентификаторы и алгоритмы вычисления цифровых идентификаторов представлены в таблице 1.
Таблица 1 - | Идентификационные данные ПО И | С |
Наименование ПО | Идентификационное наименование ПО | Номер версии ПО | Цифровой идентификатор ПО (контрольная сумма) | Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО |
ПО ИС | ArscisToR3.exe | 1.0 | E7A947BA | CRC 32 |
Функция расчета корректирующего коэффициента | WeightCalculation.dll | 1.0 | 266188BE | CRC32 |
Уровень защиты ПО ИС от непреднамеренных и преднамеренных изменений «С» по МИ 3286-2010.
Технические характеристики
Пределы допускаемой относительной погрешности измерений массы нефти и нефтепродуктов ИС приведены в таблицах 2-3.
Таблица 2 - Пределы допускаемой относительной погрешности измерений массы нефти ИС_
Метод измерений массы нефти | Пределы допускаемой относительной погрешности измерений, % |
массы брутто нефти | массы нетто нефти |
- прямой метод статических измерений взвешиванием на весах расцепленных цистерн | ± 0,40 | ± 0,50 |
- прямой метод статических измерений взвешиванием на весах в движении не расцепленных цистерн и составов из них | ± 0,50 | ± 0,60 |
Таблица 3 - Пределы допускаемой относительной погрешности измерений массы нефтепродукта ИС_
Метод измерений массы нефтепродукта | Пределы допускаемой относительной погрешности измерений массы нефтепродукта, % |
- прямой метод статических измерений взвешиванием на весах расцепленных цистерн | ± 0,40 |
- прямой метод статических измерений взвешиванием на весах в движении не расцепленных цистерн и составов из них | ± 0,50 |
Значения максимальной нагрузки (Max), минимальной нагрузки (Min), поверочного деления (e), действительной цены деления шкалы (d) и пределов допускаемой погрешности измерительного канала массы приведены в таблицах 4-5.
Таблица 4 - Метрологические характеристики измерительного канала массы ИС в режиме статического взвешивания_
Нагрузка, кг | Действительная цена деления шкалы (d) и поверочное деление (е), d=е, кг | Поддиапазоны взвешиваний, кг | Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации, кг |
мини мальная, Min | макси мальная, Max |
400 | 100000 | 20 | от 400 до 10000 вкл. | ± 20 |
св. 10000 до 40000 вкл. | ± 40 |
св. 40000 | ± 60 |
Таблица 5 - Метрологические характеристики измерительного канала массы ИС в режиме повагонного взвешивания в движении состава_
Нагрузка, кг | Действительная цена деления шкалы (d) и поверочное деление (е), d=е, кг | Поддиапазоны взвешиваний, кг | Пределы допускаемой погрешности при первичной поверке и в эксплуатации, кг |
мини мальная, Min | макси мальная, Max |
1000 | 100000 | 20 | от 1000 до 35000 вкл. | ±0,3 % (от 35 % Max нагрузки) |
св. 35000 до 100000 | ±0,3 % (от измеряемой массы) |
Примечание - При взвешивании вагонов в составе без расцепки не более 10% полученных значений погрешности весов могут превышать пределы допускаемой погрешности, приведенных в таблице 5, но не должны превышать 0,5%. |
Таблица 6 - Общие метрологические и технические характеристики ИС
Наименование | Значение |
Количество грузоприёмных платформ, шт. | 1 |
Диапазон допускаемых значений скорости вагона при взвешивании в движении, км/ч | от 1 до 4 |
Направление при взвешивании в движении | двухстороннее |
Диапазон измерений атмосферного давления, кПа | от 40 до 106 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности по каналу измерения атмосферного давления, кПа | ± 1 |
Диапазон измерений температуры воздуха, °С | от минус 50 до 50 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности по каналу измерения температуры воздуха, °С | ± 1 |
Наименование | Значение |
Относительная погрешность вычислений ИС массы брутто/нетто нефти и массы нефтепродуктов с учетом коррекции на выталкивающую силу воздуха, %, не более | ± 0,01 |
Условия эксплуатации ИС: - диапазон рабочих температур, °С: 1) для грузоприемного устройства 2) для преобразователя температуры окружающего воздуха 3) для преобразователя атмосферного давления 4) для вторичных блоков преобразователей и прочих устройств - относительная влажность, %, не более: 1) для вторичных блоков преобразователей | от минус 45 до 45 от минус 50 до 50 от 5 до 40 от 5 до 45 80 |
Параметры электропитания ИС: - напряжение, В - частота, Гц - потребляемая мощность, В-А, не более | от 187 до 242 от 49 до 51 1000 |
Габаритные размеры грузоприемного устройства: - длина, мм - ширина, мм - высота, мм | 12600 2050 1300 |
Масса грузоприемной платформы, кг, не более | 23000 |
Средний срок службы ИС, лет, не менее | 10 |
Примечание - Допускается применение в качестве средств измерений температуры и давления окружающей среды преобразователей аналогичных типов, прошедших испытание в целях утверждения типа с аналогичными или лучшими метрологическими и техническими характеристиками. |
Знак утверждения типа
наносится на титульный лист эксплуатационной документации типографским способом. Комплектность средства измерений
Таблица 7 - Комплектность ИС
Наименование | Количество |
Система измерительная массы нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах ООО «ЛУКОЙЛ-УНП», зав. № ВВ-11. В комплект поставки входят: весы вагонные 7260Р, станция метеорологическая М-49М, АРМ оператора, ПО «Программа обмена данными между ИСУ Поставки и АРМ распознавания номеров вагонов», ЛИС «Система распознавания номеров вагонов», устройства распределенного ввода-вывода, кабельные линии связи, сетевое оборудование, монтажные комплектующие, шкафы, пульты. | 1 экз. |
Система измерительная массы нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах ООО «ЛУКОЙЛ-УНП». Паспорт | 1 экз. |
МП 49-30065-2013 «Государственная система обеспечения единства измерений. Система измерительная массы нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах ООО «ЛУКОЙЛ-УНП». Методика поверки» | 1 экз. |
Система измерительная массы нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах ООО «ЛУКОЙЛ-УНП». Руководство по эксплуатации | 1 экз. |
осуществляется по документу МП 49-30065-2013 «Государственная система обеспечения единства измерений. Система измерительная массы нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах ООО «ЛУКОЙЛ-УНП». Методика поверки», утвержденному ГЦИ СИ ФБУ «ЦСМ Татарстан» 24 июля 2013 г.
Перечень основных средств поверки (эталонов):
1) средства измерений в соответствии с нормативной документацией по поверке первичных и промежуточных измерительных преобразователей.
Сведения о методах измерений
1. «Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Масса и объем нефти. Методика измерений в железнодорожный цистернах в организациях Группы «ЛУКОЙЛ», регистрационный код методики измерений по Федеральному реестру ФР.1.29.2010.08550.
2. «Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Масса и объем нефтепродуктов. Методика измерений в железнодорожный цистернах в организациях Группы «ЛУКОЙЛ», регистрационный код методики измерений по Федеральному реестру ФР.1.29.2010.08554.
Нормативные документы, устанавливающие требования к системе измерительной массы нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах ООО «ЛУКОЙЛ-УНП»
1. ГОСТ Р 8.596-2002 «ГСИ. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения».
2. ГОСТ Р 8.595-2004 «ГСИ. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений».
3. Техническая документация ООО «ЛУКОЙЛ-УНП».
Рекомендации к применению
- осуществление торговли и товарообменных операций.