Номер в госреестре | 66998-17 |
Наименование СИ | Системы топливоизмерительные аппаратно-программного комплекса |
Обозначение типа СИ | Борт |
Изготовитель | ООО Производственное Конструкторско-Технологическое Предприятие "Транспорт", г.Омск |
Год регистрации | 2017 |
Срок свидетельства | 22.03.2022 |
МПИ (интервал между поверками) | 3 года |
Описание типа | скачать |
Методика поверки | скачать |
Системы топливоизмерительные аппаратно-программного комплекса «Борт» (далее -системы топливоизмерительные АПК «Борт») предназначены для измерений плотности, температуры, уровня и массы топлива при эксплуатации маневровых тепловозов ЧМЭ3, ТЭМ2, ТЭМ1, ТЭМ18, ТЭМ3, ТЭМ7 всех индексов (далее - в/и) и магистральных тепловозов ТЭ10, ТЭ116, ДМ62, М62, 2М62 и 3М62 в/и (устанавливается на каждую секцию).
Принцип действия систем топливоизмерительных АПК «Борт» основан на косвенном методе измерения массы и объема дизельного топлива в топливных баках тягового и специального подвижного состава по результатам измерений уровня, плотности и температуры топлива.
Системы топливоизмерительные АПК «Борт» состоит из:
- датчик уровня топлива левый (ДУТл);
- датчик уровня топлива правый (ДУТп);
- датчик плотности, воды и температуры топлива (ДПВТТ).
- блок индикаторный (БИ).
Датчик уровня топлива левый предназначен для измерения уровня топлива в топливном баке со стороны левого борта.
Датчик уровня топлива правый предназначен для измерения уровня топлива в топливном баке со стороны правого борта.
Датчик плотности, воды и температуры топлива предназначен для измерения плотности и температуры топлива в топливном баке (вариант исполнения ДПВТТ с функцией определения наличия воды в топливном баке поставляется опционально - по согласованию с заказчиком).
С целью исключения дополнительных погрешностей измерения количества топлива в ходе эксплуатации (топливо в баке при движении колеблется вследствие ускорений, торможений и т.п.) измерительная часть датчиков помещается внутрь топливного бака. Место расположения их максимально приближено к топливным рейкам и расположены они по диагонали, что позволяет рассчитать средний уровень топлива в баке независимо от профиля пути.
Сигналы от датчиков через кросс-блок (КБ) или блок кроссировки (БК) поступают в микроконтроллер, который обеспечивает их обработку и запись в личную карточку машиниста и карточку локомотива, а также выводит информацию на индикаторное табло блока индикаторного в зависимости от кода выбранного режима измерения. Сформированные АПК «Борт» данные передаются на сервер модулем радиоканала (МРК) в автоматическом режиме. Питание комплекса обеспечивается блоком питания импульсным (БП) и коммутатором бортовой сети (КБС).
Системы топливоизмерительные АПК «Борт» выпускается в следующих модификациях:
- система топливоизмерительная АПК «Борт» ЧМЭ3 (для тепловозов ЧМЭ3 в/и);
- система топливоизмерительная АПК «Борт» ТЭ10 (для тепловозов ТЭ10 в/и);
- система топливоизмерительная АПК «Борт» ТЭМ2 (для тепловозов ТЭМ2, ТЭМ1, ТЭМ18, ТЭМ3 в/и);
- система топливоизмерительная АПК «Борт» ТЭ116 (для тепловозов ТЭ116 в/и);
- система топливоизмерительная АПК «Борт» ТЭМ7 (для тепловозов ТЭМ7 в/и);
- система топливоизмерительная АПК «Борт» М62 (для тепловозов ДМ62, М62, 2М62, 3М62 в/и),
которые отличаются комплектностью, напряжением питания, диапазоном измерения массы топлива.
Общий вид системы топливоизмерительной АПК «Борт» представлен на рисунке 1. Схема пломбировки от несанкционированного доступа, обозначение места нанесения
з)
Место устонобки пломды
Программное обеспечение средств сбора, обработки и анализа информации позволяет провести компьютерную обработку данных, зарегистрированных бортовой подсистемой регистрации, с целью учета, контроля и анализа расхода топлива, проделанной работы и технического состояния тепловозов.
Считывание данных, записанных в личной карточке машиниста или карточке локомотива (далее по тексту карточка) производится с помощью программы «МЕНЕДЖЕР КАРТОЧЕК». Считывание может быть выполнено оператором компьютера, на котором установлена программа, или владельцем карточки.
Считанные с карт памяти файлы копируются на жесткий диск локального компьютера, где установлена программа. В процессе копирования оригинальное имя файла модифицируется путем добавления уникального буквенно-цифрового кода (GUID).
Обработка информации, считанной с карточек машиниста, осуществляется с помощью программы Kontrol, которая предназначена для чтения данных, полученных с личных карточек машиниста и карточек локомотива и дальнейшего отображения их в графическом виде на дисплее ПК.
Программа позволяет:
- определять числовые значения измеряемых и расчетных параметров в масштабе времени и динамику их изменения на графике;
- анализировать работу тепловоза за определенный период времени в объеме одного
файла;
- планировать нормы расхода по локомотивам и участкам работ.
Возможности программного изменения ПО посредством органов управления не предусмотрены.
Конструкция СИ исключает возможность несанкционированного влияния на ПО СИ и измерительную информацию.
Уровень защиты программного обеспечения «высокий» в соответствии с Р 50.2.0.077-2014.
Влияние встроенного ПО на процесс измерения учтено при нормировании метрологических характеристик.
Идентификационные данные ПО должны соответствовать таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные программного обеспечения
Идентификационные данные (признаки) | Значение |
Идентификационное наименование ПО | МЕНЕДЖЕР КАРТОЧЕК |
Номер версии(идентификационный номер ПО) | 3.2.0.0 |
Цифровой идентификатор ПО | 160b30bafe89950973987f72a4fdf28c |
Алгоритм вычисления идентификатора ПО | MD5 |
Идентификационное наименование ПО | Kontrol |
Номер версии(идентификационный номер ПО) | 3.21(3) |
Цифровой идентификатор ПО | f94d2dc996e1e55735555b43d4ca4c98 |
Алгоритм вычисления идентификатора ПО | MD5 |
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон измерений плотности топлива, кг/м3 | от 800 до 880 |
Диапазон измерений температуры топлива, °С | от -50 до +70 |
Диапазон измерений массы топлива, кг | от 250 до 7200 |
Диапазон измерений уровня топлива, мм | от 56 до 1044 |
Пределы допускаемой погрешности измерений: | |
основная относительная погрешность плотности топлива, % | ±0,45 |
массы топлива, % | ±0,63* |
абсолютная погрешность температуры топлива, °С | ±1 |
абсолютная погрешность уровня топлива, мм | ±1 |
* - приведённая погрешность, нормирующее значение - конечное значение диапазона измерения канала, кг |
Таблица 3 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Питание системы топливоизмерительной АПК «Борт» от бортовой сети постоянного тока напряжением, В: | |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ЧМЭ3, ТЭМ7 и ТЭ116 | 110±20 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ТЭМ2, ТЭ10 и М62 | 75±20 |
Мощность, потребляемая системой топливоизмерительной АПК «Борт» от бортовой сети, Вт, не более | 30 |
Время непрерывной работы, ч | 24 |
Время непрерывной работы при отсутствии питания, ч, не менее | 2 |
Наименование характеристики | Значение |
Средняя наработка на отказ, ч, не менее | 20000 |
Средний срок службы, год, не менее | 15 |
Вывод результатов измерений на табло блока индикаторного | буквенно-цифровое представление |
Габаритные размеры, мм, не более: | |
- блок индикаторный | 176x179x85 |
- датчик плотности топлива, температуры топлива, наличия воды (вместе с кабелем) | |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ЧМЭ3 | 1850 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ТЭМ2 | 1670 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ТЭ10 | 1780 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ТЭ 116 | 1645 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ТЭМ7 | 1800 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» М62 | 1610 |
- датчик уровня топлива | |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ЧМЭ3 | 125х80х1210 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ТЭМ2 | 125х80х1056 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ТЭ 10 | 125х80х1147 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ТЭ 116 | диаметр 76х1192 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» ТЭМ7 | 125х80х1186 |
для системы топливоизмерительной АПК «Борт» М62 | диаметр 76х1014 |
Масса, кг, не более | 50 |
наносится на блок индикаторный в виде наклейки, на титульный лист формуляра типографским способом.
Таблица 4 - Комплектность средства измерений
Наименование | Количество | |||||
Система топливоизмерительная | ||||||
АПК «Борт» ЧМЭ3 | АПК «Борт» ТЭМ2 | АПК «Борт» ТЭ10 | АПК «Борт» ТЭ116 | АПК «Борт» ТЭМ7 | АПК «Борт» М62 | |
Руководство по эксплуатации РДТЖ.421459.100 РЭ | 1 экз. | |||||
Методика поверки РДТЖ.421459.100 МП | 1 экз. | |||||
Программное обеспечение МЕНЕДЖЕР КАРТОЧЕК и Kontrol (Диск CD) | 1 экз. | |||||
Блок индикаторный | 1 шт. | |||||
Блок питания импульсный | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | - | - |
Кросс-блок | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | - | - | - |
Блок кроссировки | - | - | - | - | 1 шт. | - |
Коммутатор бортовой сети | 1 шт. | - | - | - | 1 шт. | 1 шт. |
Наименование | Количество | |||||
Система топливоизмерительная | ||||||
АПК «Борт» ЧМЭ3 | АПК «Борт» ТЭМ2 | АПК «Борт» ТЭ10 | АПК «Борт» ТЭ116 | АПК «Борт» ТЭМ7 | АПК «Борт» М62 | |
Датчик плотности топлива, температуры топлива, наличия воды | 1 шт. | |||||
Датчик уровня топлива левый | 1 шт. | |||||
Датчик уровня топлива правый | 1 шт. | |||||
Кабель блока индикаторного | 1 шт. | |||||
Кабель блока питания импульсного | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | - |
Кабель кросс-блока | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. |
Кабель коммутатора бортовой сети | 1 шт. | - | - | - | 1 шт. | 1 шт. |
Кабель датчика уровня топлива левого | 1 шт. | |||||
Кабель датчика уровня топлива правого | 1 шт. | |||||
Кабель питания основного и дополнительного | 1 шт. | 1 шт. | 1 шт. | - | - | - |
осуществляется по документу РДТЖ.421459.100 МП «Системы топливоизмерительные аппаратно-программного комплекса «Борт». Методика поверки», утвержденному ФГУП «СНИИМ» 25 октября 2016 г.
Основные средства поверки:
- весы электронные HL (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 36123-08), от 0 до 4 кг;
- линейка измерительная металлическая (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 20048-05);
- ареометры АНТ-1 (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 37028-08), от 770 до 830 кг/м3, от 830 до 890 кг/м3;
- термометры стеклянные ТТ (регистрационный номер в Федеральном информационном фонде 276-85), от 0 до 100 °С.
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке, а также на нижнюю панель блока индикаторного наклеиванием оттиска.
Методы измерений изложены в документе «Масса и объем дизельного топлива в топливных баках тягового подвижного состава ОАО «РЖД». Методика измерений аппаратнопрограммным комплексом «Борт» (АПК «Борт»)». Регистрационный номер по Федеральному реестру методик измерений - ФР.1.29.2016.24712.
ГОСТ 8.024-2002 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений плотности
ГОСТ 8.558-2009 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений температуры
ГОСТ 8.470-82 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений объема жидкости
РДТЖ.421459.100 ТУ Аппаратно-программный комплекс «Борт». Технические условия ОАО РЖД. Технические требования к системам регистрации и анализа параметров работы тепловоза и учета дизельного топлива №125 от 7 марта 2014 г
ОАО РЖД. Распоряжение № 3225р от 31.12.2014 г. об утверждении Инструкции по учету дизельного топлива на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, оборудованных автоматизированными системами его учета