Номер в госреестре | 69638-17 |
Наименование СИ | Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов |
Обозначение типа СИ | "РТВ" |
Изготовитель | Общество с ограниченной ответственностью "Инженерный центр "АСИ" (ООО "ИЦ "АСИ"), г. Кемерово |
Год регистрации | 2017 |
Срок свидетельства | 05.12.2027 |
МПИ (интервал между поверками) | 1 год |
Описание типа | скачать |
Методика поверки | скачать |
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ» (далее - весы) предназначены для:
- повагонного статического измерения массы порожних и груженых железнодорожных вагонов широкой и узкой колеи с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами;
- потележечного или поосного измерения массы в движении порожних и груженых вагонов в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами;
- повагонного измерения массы в движении порожних и груженых вагонов в составе поезда без расцепки и/или поездов в целом с сухими сыпучими, твердыми, а также жидкими грузами.
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругого элемента датчиков, возникающей под действием силы тяжести от взвешиваемого вагона, находящегося на весах, в аналоговый электрический сигнал с последующим его преобразованием в цифровой и выводом результатов измерений на устройства для их отображения/регистрации.
Весы состоят из грузоприемных устройств (далее - ГПУ). ГПУ является участком рельса между двух встроенных весоизмерительных тензорезисторных датчиков рельсового типа (далее -датчик).
В состав весов также входят подъездные пути, примыкающие и расположенные по обе стороны от ГПУ. При статическом измерении массы все оси взвешиваемого вагона должны располагаться в зоне взвешивания. Зона взвешивания может включать в себя от одной до восьми пар ГПУ.
Датчики подключаются посредством устройства обработки аналоговых данных (далее -УОАД) - прибора весоизмерительного ПВ-15 к программно-техническому комплексу (далее -ПТК), выполненному на базе персонального компьютера или контроллера. ПТК производит обработку данных, управление процессом взвешивания и отображение/регистрацию результатов измерений и включает в себя программное обеспечение «АРМ «Весы вагонные».
УОАД располагается в защитном ящике, установленном рядом с весами или в платформе, на которой размещается ГПУ весов.
В весах предусмотрены следующие основные устройства:
а) при статическом взвешивании:
- полуавтоматическое устройство установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.2.2);
- устройство первоначальной установки на нуль (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.2.4);
- устройство слежения за нулем (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.3);
- устройство выборки массы тары (ГОСТ OIML R 76-1-2011, п. Т.2.7.4);
б) при взвешивании в движении:
- устройство первоначальной установки нуля;
- устройство автоматической установки нуля;
- устройство распознавания вагонов;
- устройство отображения результатов взвешивания (массы вагона, состава) и печати;
- устройство автоматического определения положения локомотива и исключения его массы из результатов взвешивания при взвешивании вагонов без расцепки;
- устройство автоматического определения направления движения;
- устройство сигнализации о превышении предела допускаемой скорости движения.
Маркировочная табличка изготавливается из пластины или наклейки и устанавливается на корпусе ящика защитного или на платформе. От снятия маркировочной таблички предусмотрена защита несъемным контрольным знаком.
На табличке нанесена следующая маркировка:
- торговая марка изготовителя и его полное наименование;
- обозначение типа весов;
- серийный номер;
- направление движения (если взвешивание возможно только в одном направлении);
- напряжение питания, В;
- частота, Гц;
- диапазон температур, °С;
- идентификатор программного обеспечения;
- знак утверждения типа;
- класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011;
- класс точности при взвешивании вагонов по ГОСТ 8.647-2015;
- класс точности при взвешивании состава из вагонов в целом по ГОСТ 8.647-2015;
- максимальная нагрузка в виде: Мах =......т;
- максимальная нагрузка на платформу в виде: Махп =......т;
- минимальная нагрузка в виде: Min =......т;
- минимальная нагрузка на платформу в виде Mi^ =......т;
- цена деления при взвешивании в движении в виде: d =......кг;
- поверочный интервал весов при статическом взвешивании в виде: e =......кг;
- максимальная рабочая скорость в виде: Vmax=...... км/ч;
- минимальная рабочая скорость в виде: Vmin =......км/ч
Весы выпускаются в следующих модификациях РТВ-[1] [2/3]-[4]-[5] ([6/7]; [8/9]; [10/11]; [12/13]; [14/15]), которые отличаются режимом взвешивания, значением максимальных нагрузок при разных режимах взвешивания, числом поверочных интервалов (n) в режиме статического взвешивания, количеством пар ГПУ и классом точности взвешивания вагонов и составов в различных диапазонах скоростей. Расшифровка обозначений приведена в таблице 1.
Таблица 1 | - Модификации средства измерений | |
Позиция | Обозначение | Расшифровка |
1 | 2 | 3 |
[1] | С; Д; СД; Дв | Режим взвешивания: С - только статическое взвешивание (весы неавтоматического действия); Д - только взвешивание в движении (до 20 км/ч); СД - статическое взвешивание и взвешивание в движении; Дв - для взвешивания в движении на высоких скоростях (до 90 км/ч); |
[2] | 100; 120; 150; 200; Х - применяется к весам только для взвешивания в движении | Максимальная нагрузка (Мах) в режиме статического взвешивания, т |
1 | 2 | 3 |
[3] | 150; 200; Х - применяется к весам только для статического взвешивания | Максимальная нагрузка (Мах) при взвешивании в движении, т |
[4] | 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 Х - применяется к весам только для взвешивания в движении | Обозначение числа поверочных интервалов (n) в режиме статического взвешивания (в соответствии с таблицей 3): 1 - 500; 4 - 1500; 7 - 1200; 2 - 750; 5 - 2000; 8 - 600 3 - 1000; 6 - 2400; |
[5] | 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8 | Количество пар ГПУ |
[6/7] | 0,2; 0,5; 1; 2; 5; Х - не нормируется | Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 7) |
[8/9] | 0,2; 0,5; 1; 2; 5; Х - не нормируется | Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости св. 10 до 20 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 7) |
[10/11] | 0,5; 1; 2; 5; Х - не нормируется | Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости св. 20 до 40 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 7) |
[12/13] | 1; 2; 5; Х - не нормируется | Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости св. 40 до 60 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 7) |
[14/15] | 2; 5; Х - не нормируется | Классы точности при взвешивании вагона/состава в целом в диапазоне скорости св. 60 до 90 км/ч включ. (в соответствии с таблицей 7) |
Пример записи при заказе весов:
РТВ-Дв Х/200-Х-4 (2/1; 2/1; 2/2; 5/2; 5/2):
Весы для взвешивания в движении на высоких скоростях, максимальная нагрузка 200 т;
4 пары ГПУ; класс точности, в диапазоне скорости от 1 до 10 км/ч включ., при взвешивании вагона - 2, состава в целом - 1; класс точности, в диапазоне скорости св. 10 до 20 км/ч включ., при взвешивании вагона - 2, состава в целом - 1; класс точности, в диапазоне скорости св. 20 до 40 км/ч включ., при взвешивании вагона - 2, состава в целом - 2; класс точности, в диапазоне скоростей св. 40 до 60 км/ч включ., при взвешивании вагона - 5, состава - 2; класс точности, в диапазоне скорости св. 60 до 90 км/ч включ., при взвешивании вагона - 5, состава в целом - 2.
Общий вид весов представлен на рисунках 1 и 2.
Схема пломбировки УОАД ПВ-15 от несанкционированного доступа представлена на рисунке 3.
Место для нанесения знака поверки или знака поверки в виде разрушаемой наклейки
Программное обеспечение (далее - ПО) УОАД ПВ-15 является встроенным, используется в стационарной (закрепленной) аппаратной части с определенными программными средствами.
ПО «АРМ «Весы вагонные» является автономным и состоит из метрологически значимой и метрологически незначимой частей.
Метрологически значимая часть защищена от случайных или намеренных изменений следующим образом:
а) после запуска программы проводится автоматическое вычисление контрольной суммы по машинному коду (контрольная сумма по CRC-32 со скрытым полиномом) и сравнение результата с хранящимся в исполняемом файле WinVesy.exe фиксированным значением.
б) для защиты от незаконного распространения ПО используется электронный ключ. При запуске программы проверяется соответствие версии ПО АРМ «Весы вагонные» с информацией о версии, хранящейся в электронном ключе. В случае несовпадения версий, АРМ запускается в демонстрационном режиме без возможности проведения измерений.
в) используется разграничение прав доступа к режимам работы весов (взвешивание, настройка, регулировка) с помощью пароля;
г) изменение ПО весов через интерфейс пользователя невозможно;
д) при изменении метрологически значимых параметров регулировки и настройки формируется соответствующая запись в журнале событий, хранящемся в энергонезависимой памяти;
е) хранение данных осуществляется на жестком диске ПТК в качестве запоминающего средства и осуществляется в зашифрованном виде (с использованием контрольной суммы по CRC-32 со скрытым полиномом).
В ПО предусмотрены функции, которые позволяют реализовывать:
- отображение результатов взвешивания (массы вагона и поезда);
- исключение возможности корректировки результатов взвешивания;
- вычисление значения перегруза или недогруза вагона относительно массы, указанной в перевозочных документах или трафаретного значения его грузоподъемности, вводимого оператором;
- привязку результатов взвешивания к дате и времени, а также их хранение в защищённой локальной базе данных;
- автоматическое определение положения локомотива и исключение его массы из результатов взвешивания при взвешивании в движении вагонов без расцепки;
- автоматическое определение направления при взвешивании в движении;
- автоматическое определение скорости движения каждого взвешиваемого вагона;
- простановку отметок о несоблюдении скоростного режима;
- идентификацию типа вагонов по количеству осей при взвешивании в движении;
- определение направления движения и скорости каждого вагона при взвешивании в движении;
- вычисление разности нагрузок по бортам, от тележки и оси вагона;
- расчёт и отображение проекции центра масс взвешиваемого вагона;
- формирование и печать протоколов с результатами взвешивания по различным параметрам запроса;
- диагностику оборудования весов с оперативным информированием о неисправностях.
Нормирование метрологических характеристик проведено с учетом применения ПО.
Конструкция весов исключает возможность несанкционированного влияния на ПО
и измерительную информацию.
Уровень защиты ПО «высокий» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Таблица 2 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные | Значение |
Идентификационное наименование ПО | АРМ «Весы вагонные» (WinVesy.exe). Метрологически значимая часть DynamicW eightLibrary.dll |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 1.0.0.1* |
Цифровой идентификатор ПО | A28C19E4 |
Алгоритм вычисления контрольной суммы исполняемого кода | CRC32 |
* - Номер версии метрологически значимой части DynamicWeightLibrary.dll |
1 Статическое взвешивание
Класс точности по ГОСТ OIML R 76-1-2011 ..................................................................III (средний)
Значения максимальной нагрузки (Мах), минимальной нагрузки (Min), действительной цены деления (d), поверочного интервала (е), интервалов нагрузки (m), пределов допускаемой погрешности (mpe) и числа поверочных интервалов (n) приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Метрологические характеристики
Модификация | Мах, т | Min, т | d = е, кг | m, т | mpe, кг | n |
РТВ-[1] 100/Х-5 | 100 | 1 | 50 | От 1 до 25 включ. | ±25 | 2000 |
Св. 25 до 100 включ. | ±50 | |||||
РТВ-[1] 100/Х-3 | 100 | 2 | 100 | От 2 до 50 включ. | ±50 | 1000 |
Св. 50 до 100 включ. | ±100 | |||||
РТВ-[1] 100/Х-1 | 100 | 4 | 200 | От 4 до 100 включ. | ±100 | 500 |
РТВ-[1] 120/Х-6 | 120 | 1 | 50 | От 1 до 25 включ. | ±25 | 2400 |
Св. 25 до 100 включ. | ±50 | |||||
Св. 100 до 120 включ. | ±75 | |||||
РТВ-[1] 120/Х-7 | 120 | 2 | 100 | От 2 до 50 включ. | ±50 | 1200 |
Св. 50 до 120 включ. | ±100 | |||||
РТВ-[1] 120/Х-8 | 120 | 4 | 200 | От 4 до 100 включ. | ±100 | 600 |
Св. 100 до 120 включ. | ±200 | |||||
РТВ-[1] 150/Х-4 | 150 | 2 | 100 | От 2 до 50 включ. | ±50 | 1500 |
Св. 50 до 150 включ. | ±100 | |||||
РТВ-[1] 150/Х-2 | 150 | 4 | 200 | От 4 до 100 включ. | ±100 | 750 |
Св. 100 до 150 включ. | ±200 | |||||
РТВ-[1] 200/Х-3 | 200 | 4 | 200 | От 4 до 100 включ. | ±100 | 1000 |
Св. 100 до 200 включ. | ±200 |
Пределы допускаемой погрешности весов в эксплуатации равны удвоенному значению пределов допускаемой погрешности при первичной поверке (mpe), указанных в таблице 3. Пределы допускаемой погрешности после выборки массы тары соответствуют пределам допускаемой погрешности для массы нетто при любом значении массы тары.
Таблица 4 - Метрологические характеристики весов
Наименование характеристики | Значение |
Точность установки на нуль | ±0,25е |
Диапазон уравновешивания тары | 100 % Max |
Диапазон выборки массы тары (Т-), % от Мах | от 0 до 100 |
Показания индикации массы, кг, не более | Мах+9е |
Диапазон установки на нуль и слежения за нулём (суммарный), % от Max, не более | 4 |
Диапазон первоначальной установки нуля, % от Max, не более | 20 |
Таблица 5 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
1 | 2 |
Особый диапазон рабочих температур ГПУ и УОАД, °С | от -50 до +50 |
Диапазон рабочих температур ПТК, °С: - с обычным температурным диапазоном - с расширенным температурным диапазоном | от +10 до +40 от -50 до +50 |
1 | 2 |
Направление движения при взвешивании | одностороннее/двухстороннее |
Максимальное количество вагонов в поезде nwmax, ед | не ограничено |
Минимальное количество вагонов в поезде nwmin, ед | 1 |
Потребляемая мощность, В-А, не более | 1000 |
Параметры электрического питания: - напряжение переменного тока, В | от 187 до 242 |
- частота переменного тока, Гц | 50±1 |
Г абаритные размеры (Д х Ш х В), мм, не более | 30000х3000х500 |
Масса, кг, не более | 10000 |
Средний срок службы, лет, не менее | 12 |
Средняя наработка на отказ, ч | 20000 |
2 Взвешивание в движении
Таблица 6 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Цена деления весов, кг: | |
- класса точности 0,5; 1; 2 | 50 |
- класса точности 5 | 200 |
Максимальная нагрузка (Мах), т | 150; 200 |
Максимальная нагрузка на ГПУ от оси вагона без суммирования (Махп), т | 30 |
Минимальная нагрузка (Min), т | 10 |
Минимальная нагрузка на ГПУ от оси вагона без суммирования (Min^, т | 5 |
Максимальная рабочая скорость Vmax, км/ч | 90 |
Минимальная рабочая скорость Vmin, км/ч | 1 |
Таблица 7 - Классы точности при взвешивании в движении вагона/состава в целом при различных диапазонах скоростей_
Диапазон скорости | Класс точности при взвешивании в движении | |
вагона | состава | |
От 1 до 10 км/ч включ. | 0,5; 1; 2; 5 | 0,2; 0,5; 1; 2; 5 |
Св. 10 до 20 км/ч включ. | ||
Св. 20 до 40 км/ч включ. | 0,5; 1; 2; 5 | |
Св. 40 до 60 км/ч включ. | 5 | 1; 2; 5 |
Св. 60 до 90 км/ч включ. | 2; 5 |
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении вагона
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
от Min до 35 % Max включ., % от 35 % Max | св. 35 % Max, % от измеряемой массы | |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,50 | ±0,50 |
2 | ±1,00 | ±1,00 |
5 | ±2,50 | ±2,50 |
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведенным в таблице 8.
При взвешивании вагона в составе без расцепки при первичной поверке не более чем 10 % полученных значений погрешности весов могут превышать пределы, приведенные в таблице 8, но не должны превышать пределы допускаемой погрешности в эксплуатации.
Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава из вагонов в целом при первичной поверке, в зависимости от класса точности по ГОСТ 8.647-2015 и диапазона взвешивания приведены в таблице 9.
Таблица 9 - Пределы допускаемой погрешности весов при взвешивании в движении состава в целом
Класс точности | Пределы допускаемой погрешности в диапазоне | |
от Min n до 35 % Maxn включ., % от 35 % Maxn | св. 35 % Maxn, % от измеряемой массы | |
0,2 | ±0,10 | ±0,10 |
0,5 | ±0,25 | ±0,25 |
1 | ±0,50 | ±0,50 |
2 | ±1,00 | ±1,00 |
5 | ±2,50 | ±2,50 |
где n - количество контрольных вагонов в составе
Пределы допускаемой погрешности в эксплуатации соответствуют удвоенным значениям, приведённым в таблице 9.
наносится на маркировочную табличку, расположенную на корпусе ящика защитного или на платформе, а также на титульные листы эксплуатационной документации.
Таблица 10 - Комплектность средства измерений
Наименование | Обозначение | Количество |
Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ» | По заказу | 1 шт. |
Руководство по эксплуатации | УФГИ.404523.004 РЭ | 1 экз. |
Паспорт | УФГИ.404523.004 ПС | 1 экз. |
осуществляется:
- при статическом взвешивании по ГОСТ OIML R 76-1-2011 «ГСИ. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания» (приложение ДА. Методика поверки весов);
- при взвешивании в движении по ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний» (приложение А. Методика поверки вагонных автоматических весов);
Основные средства поверки:
- рабочий эталон единицы массы 4-го разряда по ГОСТ 8.021-2015 «ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы» гири класса точности М1 и М1-2 по ГОСТ OIML R 111-1-2009 «ГСИ. Гири классов E1, E2, F1, F2, M1, M1-2, M2, M2-3 и M3. Часть 1. Метрологические и технические требования»;
- контрольные весы и контрольные вагоны, соответствующие требованиям, изложенным в ГОСТ 8.647-2015 «ГСИ. Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний».
Допускается применение аналогичных средств поверки, обеспечивающих определение метрологических характеристик поверяемых СИ с требуемой точностью.
Знак поверки наносится на свидетельство о поверке и на пломбы, как показано на рисунке 3.
приведены в эксплуатационном документе.
ГОСТ OIML R 76-1-2011 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания
ГОСТ 8.647-2015 Весы вагонные автоматические. Часть 1. Метрологические и технические требования. Методы испытаний
ГОСТ 8.021-2015 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений массы ТУ 4274-028-10897043-2016 Весы вагонные для статического взвешивания и взвешивания в движении вагонов и поездов «РТВ». Технические условия
Зарегистрировано поверок | 581 |
Поверителей | 9 |
Актуальность данных | 23.11.2024 |