Номер в госреестре | 91582-24 |
Наименование СИ | Комплексы оценки сцепления аэродромные |
Обозначение типа СИ | АКОС |
Изготовитель | Акционерное общество "Электронная компания "Элкус" (АО "Элкус"), г. Санкт-Петербург |
Год регистрации | 2024 |
Срок свидетельства | 14.03.2029 |
МПИ (интервал между поверками) | 1 год |
Описание типа | скачать |
Методика поверки | скачать |
Комплексы оценки сцепления аэродромные АКОС (далее по тексту - комплексы) предназначены для измерений коэффициента сцепления искусственных покрытий аэродромов и дорог.
Принцип действия комплекса основан на измерении силы торможения двух специализированных колес (далее - СК), прокатывающихся по дорожному покрытию с заданным значением проскальзывания. Коэффициент сцепления (далее - КС) определяется как отношение силы торможения СК к нагрузке СК на поверхность. КС зависит от фрикционных свойств двух поверхностей - поверхности протектора СК и поверхности элементов лётного поля (ВПП, рулёжные дорожки и др).
Комплекс состоит из тележки оценки сцепления (далее - ТОС) и блока управления и индикации (далее - БУИ).
ТОС выполнена в виде двухколёсного закрытого шасси и состоит из корпуса с крышкой, двух СК с электромеханическим тормозом, блока управления торможением (БУТ), датчика силы торможения СК, аккумулятора, путевого/стояночного колеса.
БУИ выполнен в виде переносного блока и служит для получения информации о состоянии поверхности дорожного покрытия, хранения и отображения результатов измерений.
БУИ предназначен для управления режимами измерения ТОС, визуализации текущих значений коэффициента сцепления, формирования протоколов измерений, содержащих информацию, необходимую для принятия диспетчером решения о безопасной посадке/взлете воздушного судна.
Общий вид комплекса представлен на рисунке 1.
Для защиты от несанкционированного доступа выполнено пломбирование корпуса БУИ и БУТ с помощью пломбировочной печати. Схема пломбировки от несанкционированного доступа представлена на рисунке 3.
Для контроля характеристик комплекса в комплект ЗИП входит комплект метрологического обеспечения, состоящий из датчика образцового (ДО) АЦД/1Р-1/1И-2 и механических приспособлений.
Заводской номер в числовом формате наносится промышленным методом на шильдики, расположенные на корпусах ТОС, БУТ и БУИ. Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.
Рисунок 1 - Общий вид комплекса оценки сцепления аэродромного АКОС: ТОС и БУИ
Рисунок 2 - Место нанесения заводского номера и знака утверждения типа СИ Схема пломбировки от несанкционированного доступа представлена на рисунке 3.
Пломбировочная чашка
а б
Рисунок 3 - Схема пломбирования от несанкционированного доступа. а- блок управления торможением (БУТ), б - блок управления и индикации (БУИ)
Рисунок 4 - Комплект метрологического обеспечения
В комплексе используется встроенное программное обеспечение (далее - ПО). ПО состоит из двух частей - модуля ПО ТОС и модуля ПО БУИ.
ПО недоступно для изменения вне заводских условий без использования специального оборудования производителя.
ПО ТОС предназначено для:
- аналого-цифрового преобразования и первичной обработки сигнала тензодатчика;
- выполнения расчёта коэффициента сцепления;
- передачи данных в БУИ по проводному интерфейсу RS-232.
ПО БУИ предназначено для:
- управления режимами измерения КС;
- хранения и отображения результатов измерений.
Уровень защиты ПО «Средний» в соответствии с Р 50.2.077-2014.
Влияние ПО на метрологические характеристики учтено при нормировании метрологических характеристик.
Таблица 1 - Идентификационные данные встроенного программного обеспечения
Идентификационные признаки | Значения | |
ПО ТОС | ПО БУИ | |
Идентификационное наименование ПО | ТОС.ехе | АКОС.ар |
Номер версии (идентификационный номер) ПО | 01.Х* | 01.Х* |
* Х- любое число от 0 до 99 |
Метрологические и технические характеристики комплекса приведены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 - Метрологические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон измерений коэффициента сцепления | от 0,05 до 1,00 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений коэффициента сцепления | ±0,01 |
Таблица 3 - Основные технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Параметры электропитания - напряжение постоянного тока, В | 12,3±0,5 |
Потребляемая мощность, В^А, не более | 40 |
Продолжение таблицы 2
Наименование характеристики | Значение |
Масса, кг, не более | |
- тележка оценки сцепления | 250 |
- блок управления и индикации | 7 |
Габаритные размеры, мм, не более - тележка оценки сцепления | |
- длина | 2500 |
- ширина | 1300 |
- высота | 1200 |
- блок управления и индикации | |
- длина | 274 |
- ширина | 245 |
- высота | 124 |
Условия эксплуатации - температура окружающей среды, °С | |
- тележка оценки сцепления | от -40 до +50 |
- блок управления и индикации | от 0 до +50 |
- относительная влажность воздуха при температуре 25°С, %, не | 98 |
более | от 700 до 1070 |
- атмосферное давление, гПа | |
Средний срок службы, лет | 5 |
Средняя наработка до отказа, ч, не менее | 500 |
наносится на титульный лист формуляра и руководства по эксплуатации типографским способом и промышленным методом на шильдики, расположенные на корпусах ТОС, БУТ и БУИ.
Таблица 4 - Комплектность средства измерений
Наименование | Шифр | Кол-во |
Комплекс оценки сцепления аэродромный АКОС в | ||
составе: | ГФКП.468213.003 | 1 шт. |
- блок управления и индикации (БУИ); | ГФКП.468382.001 | 1 шт. |
- тележка оценки сцепления (ТОС); | ГФКП.468322.001 | 1 шт. |
- комплект ЗИП | ГФКП.468213.003ЗИ | 1 шт. |
Вспомогательное оборудование в составе ЗИП: | ||
- ТОС. Комплект метрологического обеспечения | ГФКП.303781.001 | 1 шт. |
Формуляр | ГФКП.468213.003 ФО | 1 экз. |
Руководство по эксплуатации | ГФКП.468213.003РЭ | 1 экз. |
приведены в ГФКП.468213.003РЭ «Комплекс оценки сцепления аэродромный АКОС.
Руководство по эксплуатации», Раздел 5 «Использование изделия по назначению».
ГФКП.468213.003ТУ «Комплекс оценки сцепления аэродромный АКОС. Технические условия».