Номер в госреестре | 94507-25 |
Наименование СИ | Модули оптико-электронные измерений габаритных размеров |
Обозначение типа СИ | ЛКПС |
Изготовитель | Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Телематика" (ООО "Транс-Телематика"), г. Москва |
Год регистрации | 2025 |
Срок свидетельства | 31.01.2030 |
МПИ (интервал между поверками) | 1 год |
Описание типа | скачать |
Методика поверки | скачать |
Модули оптико-электронные измерений габаритных размеров ЛКПС (далее - модули ЛКПС) предназначены для измерения габаритных размеров (ширина, высота) единиц подвижного состава железнодорожного транспорта (далее - ПС), амплитуды поперечного колебания борта ПС относительно вертикальной оси железнодорожного пути.
Модули ЛКПС представляют собой комплект оборудования, который после монтажа на месте эксплуатации применяется в составе систем автоматизированного контроля в качестве средства измерений габаритных размеров (ширина, высота) и амплитуды поперечного колебания борта ПС относительно вертикальной оси железнодорожного пути с целью регистрации вагонов с повышенными колебаниями кузова (отрицательной динамики), связанными с нарушением геометрии деталей ходовой части.
Модули ЛКПС состоят из напольного, постового, коммуникационного оборудования, линий электропитания и связи. Линии электропитания и связи поставляются по согласованию с заказчиком.
Напольное оборудование состоит из оптико-электронных сканеров, шкафа коммутации и управления, устройства регистрации осей ПС.
Принцип действия модуля ЛКПС основан на измерениях оптико-электронными сканерами расстояний до поверхностей боковых и верхних частей единицы ПС в движении. Для локализации вагонов в момент прохождения первой колесной пары подвижного состава через зону диагностики срабатывает устройство регистрации осей и передает команду для запуска модуля ЛКПС и начала сканирования. Между любыми из определенных точек, или построенных на их основании поверхностей автоматически проводятся геометрические измерения и формирование вертикальных срезов профиля кузова единицы ПС. Далее результаты измерений подвергаются математической обработке с дальнейшим построением очертаний кинематического габарита единицы ПС относительно уровня верха головок рельсов и оси пути.
Постовое оборудование представляет собой блок обработки данных, оборудование связи и электропитания. Блок обработки данных выполнен на основе промышленного компьютера или сервера, предназначенного для монтажа в стоечные каркасы или шкафы.
Блок обработки данных получает массив первичной телеметрии измеряемого объекта от оптико-электронных сканеров, производит его обработку и вычисление очертаний габаритов единиц ПС относительно уровня верха головок рельса и оси пути.
Габаритные размеры ПС определяются как ширина и высота наименьшего прямоугольника, в который можно вписать очертания единицы ПС. Сохранение результатов измерений и дополнительной информации результатов обработки единицы подвижного состава проводится в базе данных (далее - БД). Связь между постовым оборудованием и системой автоматизированного контроля верхнего уровня осуществляется через сети передачи данных. Отображение результатов измерений осуществляется средствами станционного оборудования.
Отображение результатов измерения осуществляется на автоматизированном рабочем месте оператора (далее - АРМ) системы автоматического контроля верхнего уровня или на автоматизированном рабочем месте метролога модуля ЛКПС (далее - АРМ метролога модуля ЛКПС), которое представляет собой персональный компьютер, связанный с блоком обработки данных. АРМ обеспечивает отображение результатов измерений, диагностической информации, формирование отчетной документации, контроль состояния и функциональности. Для визуализации измерений в рабочем окне АРМ отображается схематическое изображение контуров единиц ПС.
Модуль ЛКПС выпускается в следующих модификациях:
- Модуль ЛКПС Л-1, имеет в своем составе 1 оптико-электронный сканер и предназначен для измерений амплитуды поперечного колебания борта ПС относительно вертикальной оси железнодорожного пути и регистрации вагонов с повышенными колебаниями кузова (отрицательной динамики), связанными с нарушением геометрии деталей ходовой части.
- Модули ЛКПС Л-3 и Л-6, имеют в своем составе 3 или 6 оптико-электронных сканера соответственно и предназначены для измерения габаритных размеров (ширина, высота) единиц ПС, амплитуды поперечного колебания борта ПС относительно вертикальной оси железнодорожного пути и регистрации вагонов с повышенными колебаниями кузова (отрицательной динамики), связанными с нарушением геометрии деталей ходовой части.
Общий вид исполнений напольного оборудования и места установки сканеров показан на рисунках 1, 2.
Рисунок 1 - Общий вид размещения напольного оборудования модуля ЛКПС
Места установки сканеров на опорах
Места установки сканеров на габаритных воротах
Рисунок 2 - Места установки сканеров
Пломбирование модуля ЛКПС не предусмотрено.
Нанесение знака поверки на средство измерений не предусмотрено.
Заводской номер в виде арабских цифр фотохимическим или ударным способом наносится на маркировочные таблички напольного и постового оборудования в соответствии с рисунком 5, а также отображается на маркировочной табличке, выводимой на экран АРМ оператора и АРМ метролога модуля ЛКПС, в соответствии с рисунком 6.
Маркировочная табличка напольного оборудования расположена на корпусе шкафа коммутации и управления. Место расположения маркировочной таблички и общий вид шкафа коммутации и управления представлены на рисунке 4.
Маркировочная табличка постового оборудования, расположена на корпусе блока обработки данных. Место расположения маркировочной таблички и общий вид постового оборудования представлен на рисунке 3.
Маркировочная табличка модуля ЛКПС (рисунок 6) выводимая на экран АРМ оператора и на экран АРМ метролога модуля ЛКПС.
Рисунок 3 - Общий вид постового оборудования модуля ЛКПС с указанием места установки маркировочной таблички
Место установки маркировочной таблички па шкаф коммутации и управления
Рисунок 4 - Общий вид шкафа коммутации и управления с указанием места нанесения маркировочной таблички
Рисунок 5 - Маркировочные таблички напольного и постового оборудования модуля ЛКПС, с указанием места отображения заводского номера
Место отображения
заводского
номера
Модуль огттико-электронный измерении габаритных размеров ЛКПС
* зав. 002 аод изготовления гп4
Технические условия
ТРМЕ 401265001 ТУ
Диетамн нягсрскнй :в«рс<мы единый ПС. мм
Диапазон icuepeictfi амсоти ехзоссы ПС. мы
Дшпамш и мереный аыллмтх лы поперечного калеЬаына борта ПС относительно вертинагьмой осы жехемолсроммосо путы, мы
аысоты ПС. мы
Пределы зотгтаемои Мхолюпеой пссрешмост измерений «мгшипаы поперечного колебания Оорта I К’ относикяько
Ди.ьретыость отсчета, мм
Диапазон са&о-м» темг^раьр капопьного обоотдоеаиня
Диа па юн рабочих темпера ^/р постового обору дсвачня
Нагоякеннё литания нагклыюго обору дсвачня Частота
Напртис*мс пмта»мм постового обоотдеодоми
Цнфсовои нлечт.фкатор ПО
Россия 1ППЛ Г Месам, им --г г vy* оару* Сиговое. яр ст П*шгр«оепт. д 3S jOM. •*»* ТМ
ООО Трак Тепен этика"
t »7 (363) 300 В2 ео
от -150 до *150
от 25(Ю ДО 3750 от 640 ДО 5500
Рисунок 6 - Маркировочная табличка, выводимой на экран АРМ метролога модуля ЛКПС, с указанием места отображения заводского номера
Программное обеспечение (далее - ПО) модуля ЛКПС поставляется в составе блока обработки данных с предустановленным специализированным ПО или в комплекте специализированного ПО на электронном носителе. ПО обрабатывает информацию, полученную блоком обработки данных от оптико-электронных сканеров, выполняет их анализ и передает на АРМ значения измеряемых параметров.
Метрологически значимой частью ПО ЛКПС является файл библиотеки CvLab.LazerStockCtrl.Verification.Lib.dll, содержащий алгоритм обработки данных, который обеспечивает преобразование координат контрольных точек из полярной системы координат в декартовую систему координат. Библиотека остается неизменной и может быть идентифицирована по контрольной сумме файла. Данная контрольная сумма применяется для идентификации ПО типа средства измерений, и обозначается, как цифровой идентификатор типа средства измерений.
К метрологически не значимой части ПО ЛКПС относятся сервисные программы и службы, которые обеспечивают соединение со сканером и передачу данных на блок обработки данных.
Идентификационные данные программного обеспечения модуля ЛКПС приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Идентификационные данные ПО
Идентификационные данные (признаки) | Значение | |
Идентификационное наименование ПО | ПО ЛКПС | CvLab.LazerStockCtrl.Verification.Lib.dll |
Номер версии (идентификационный номер) ПО, не ниже | 1.80.1 | - |
Цифровой идентификатор ПО | - | 69f3437aeaf2f4d477e80cae4bf3e1a3 |
Алгоритм вычисления цифрового идентификатора ПО | - | MD5 |
В программном интерфейсе функции, дающие возможность изменения ПО пользователю, отсутствуют. Защита ПО и измерительной информации от непреднамеренных и преднамеренных воздействий соответствует уровню «средний» согласно Р 50.2.077-2014.
Метрологические характеристики модулей ЛКПС представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 - Метрологические характеристики модулей ЛКПС модификации Л-1
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон измерений амплитуды поперечного колебания борта ПС относительно вертикальной оси железнодорожного пути, мм | от -150 до +150 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений амплитуды поперечного колебания борта ПС относительно вертикальной оси железнодорожного пути, мм | ±10 |
Дискретность отсчета, мм | 1 |
Таблица 3 - Метрологические характеристики модулей ЛКПС модификаций Л-3 и Л-6
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон измерений ширины единиц ПС, мм | от 2500 до 3750 |
Диапазон измерений высоты единиц ПС, мм | от 640 до 5500 |
Диапазон измерений амплитуды поперечного колебания борта ПС относительно вертикальной оси железнодорожного пути, мм | от -150 до +150 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений ширины и высоты единиц ПС, мм | ±25 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерений амплитуды поперечного колебания борта ПС относительно вертикальной оси железнодорожного пути, мм | ±10 |
Дискретность отсчета, мм | 1 |
Технические характеристики модулей ЛКПС представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Технические характеристики
Наименование характеристики | Значение |
Диапазон скорости движения ПС при измерении ширины и высоты единиц ПС, км/ч | от 1 до 90 |
Диапазон скорости движения ПС при измерении амплитуды поперечного колебания борта ПС относительно вертикальной оси железнодорожного пути, км/ч | от 20 до 90 |
Параметры электрического питания: - напряжение от сети переменного тока постового оборудования, В - напряжение от сети постоянного тока напольного оборудования, В - частота сети переменного тока, Гц | от 209 до 231 от 20 до 28 50,0 ± 0,2 |
Условия эксплуатации напольного оборудования: - температура окружающей среды, °С Условия эксплуатации постового оборудования: - температура окружающей среды, °С Относительная влажность, при 25°С, без конденсации влаги, %, не более | от -40 до +55 от +15 до +35 95 |
наносится на маркировочные таблички фотохимическим способом и титульные листы эксплуатационных документов типографским способом.
Таблица 5 - Комплект поставки модулей оптико-электронных измерения габаритных размеров ЛКПС
Наименование | Обозначение | Количество |
Модуль оптико-электронный измерений габаритных размеров ЛКПС | - | 1 шт. |
Ноутбук с предустановленным ПО АРМ метролога модуля ЛКПС | - | 1 экз. * |
Руководство по эксплуатации | ТРМЕ.401265.001 РЭ | 1 экз.** |
Паспорт | ТРМЕ.401265.001 ПС | 1 экз. |
Методика поверки | - | 1 экз. |
Имитатор для поверки модуля ЛКПС | ТРМЕ.441589.080 | 1 шт.* |
* - поставляется по отдельному заказу. * * - поставляется в электронном виде |
приведены в разделе «Использование по назначению» документа ТРМЕ.401265.001 РЭ «Модули оптико-электронные измерений габаритных размеров ЛКПС. Руководство по эксплуатации».
Локальная поверочная схема для модули оптико-электронные измерений габаритных размеров ЛКПС;
ТРМЕ.401265.001 ТУ «Модули оптико-электронные измерений габаритных размеров ЛКПС. Технические условия».